Последнее время при поездках начались прокрутки педалей при увеличении давления на них. Особенно это стало замечаться при подъемах, и пару раз я так нехило ударился об седло. После чего и принял решение попробовать планетарную втулку. -=Как я купил планетарку читайте в этой статье=-.
Конечно можно было бы купить новую начинку для моей старой втулки, но это я сделаю, если захочу вернуть изначальный вид велосипеда.
Nexus Inter 4
В итоге купил довольно старую планетарную втулку Shimano Nexus Inter 4. Её уже давно не выпускают и, как я понял, она была до 3-ки. Передаточное соотношение у нее такое же, как и у интер 3 — 184%. Это значит, что я могу увеличить свою скорость на велосипеде в 1,84 раза (на 4-ой передаче), при условии, что сохраню те же самые ведущие и ведомые звезды.
Данную втулку я полностью перебрал, но сделал я это на литоле 24 :). Конечно, данная смазка не должна смазывать планетарку, но пока еще не купил специальную. Проеду 100-200 км и поменяю смазку.
Еще я понял, что эта втулка (Inter 4) была спроектирована для велосипедов с маленькими колесами, поэтому у нее первая передача прямая, а остальные повышающие. А вот у современной Inter 3 понижающая, прямая и повышающая.
Следовательно, если я ее поставлю на ПВЗ и оставлю все имеющиеся звезды, а это 19 сзади и 48 впереди, то я смогу на этом велосипеде только участвовать в гонках по шоссе :), а все-таки для такого велосипеда иногда хочется передачу попроще, для более легкого старта и для более простых подъемов в гору.
Систему ПВЗ, конечно, не хочется менять, так как это один из ключевых элементов стиля велосипеда, поэтому буду играться с задними звездами. По идее нужно просто купить самую большую звезду, которая есть в продаже. Удалось найти звезду с размером в 23 зуба. Скорее всего, ее и буду брать.
Мне необходимо сделать так, чтобы первая передача была удобна для старта и подъема в горку, 2 и 3 — для повседневной неспешной езды, а уже 4-я передача — для передвижения на дальние расстояния по прямой.
Нашел калькулятор и вбил данные своей планетарки и количество своих звезд. Получил примерно такие данные:
Скорость велосипеда при каденсе 60 об/мин. в зависимости от выбранной передачи | |
1-я передача | 17 км/ч |
2-я передача | 21 км/ч |
3-я передача | 25 км/ч |
4-я передача | 31 км/ч |
Замерив втулку и обод, произвел расчет спиц. Получилось 289 мм. Рассчитываю спицы вот на этом калькуляторе. Собирал с помощью него колес 5 и всегда угадывал с длиной, поэтому рекомендую.
Заспицевав колесо с новой втулкой, поставил на велосипед. Хотел использовать старые ПВЗ-ные болты на шимановской оси, но при затяжке болт слетел и стал прокручиваться. Что удивительно — это произошло только с одной стороны, с другой болт затянулся как надо. В итоге пришлось отказаться от ретро болтов 🙁
Получилось вот так:
Стопорная шайба для планетарной втулки
Как известно, для установки планетарки потребуется специальная шайба, которая предотвращает проворот втулки относительно оси, что позволяет переключать во втулке передачи. Данная шайба должна идти с наружи дропа и своими выступами мешать проворачиваться втулке.
У меня же данная шайба была для горизонтальных дропаутов с небольшим наклоном, поэтому под мои классические дропы она не подошла. Чтобы не морочиться, я перевернул ее и поставил с другой стороны допов. Это позволило расположить кронштейн, к которому подходит тросик, параллельно перу. Получилось как-то так:
В следующей статье расскажу, как устанавливал манетку и настроил переключение на велосипеде.